Сетевая экспериментальная площадка "Школа королевы Геры"

Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, в рамках которой просто невозможно оставаться в стороне от тех инновационных процессов, которые в нее внедряются. Сегодня каждый из участников образовательного процесса понимает, что стоять на месте  – это значит не в полной мере способствовать развитию ребенка, а ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущего каждого человека. Для этого необходимы поиски новых активных форм сотрудничества с другими организациями, коллективами  образовательных организаций для повышения качества дошкольного образования по всем образовательным направлениям, и один из важнейших векторов взаимодействия в системе образования - математика.

Стоит отметить, что математическому образованию сегодня уделяется огромное внимание со стороны государства и правительства, которое приняло Концепцию развития математического образования  в РФ и эта тема остается одной из актуальных в системе образования в целом, и в дошкольном образовании в частности, где под математическим образованием в период дошкольного детства понимается целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых математических представлений в процессе жизнедеятельности.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, способного решать любые жизненные задачи, идущего в школу с устойчивым интересом к познанию и сформированными предпосылками к универсальной учебной деятельности. Его интеллектуальная готовность, наряду с эмоциональной психологической готовностью, является приоритетной для успешного обучения в школе. И именно развитие математических представлений способствует развитию логики, познания, играет не оценимую роль в развитии детской личности. Апробация и внедрение в практику работы программы дополнительного математического образования, является одним из условий всестороннего развития ребенка.

В связи с этим, Калужская область  в 2015 году стала экспериментальной площадкой  Федерального института развития образования (ФИРО) по апробации инновационной программы дополнительного математического образования детей от дошкольного возраста до старших классов «Школа королевы Геры». В режим эксперимента вступили 11 дошкольных образовательных организаций Калужской области. Детский сад «Колокольчик» получил статус региональной экспериментальной площадки Калужского института развития образования в феврале 2016 года. Деятельность организована в группе "Смешарики", воспитатель Хорькова Наталья Геннадьевна. В 2018 году вместе с ней работу продолжила Максимова Анна Владимировна.

Цель реализации программы - сформировать представление о математике, как отдельной, почти сказочной стране, жителями которой являются такие свойства реальных объектов и их совокупностей, как форма, размер, расположение, количество.

Организация образовательной деятельности в рамках этой программы отражает суть концепции математического образования периода дошкольного детства, которая заключена в организации и обеспечении взаимопроникновения разных видов деятельности.

Опыт апробации программы получил продолжение в форме поддержки и сопровождения выпускников детского сада, когда в 2017 году ученики Школы королевы Геры пошли в 1-й класс. Занятия были продолжены в системе дополнительного образования, и осуществлялось  сопровождение детей в дополнительной математической деятельности. Это оказалась инновационная и эффективная форма  сетевого взаимодействия детского сада и системы дополнительного образования, которая стала новым этапом эксперимента. В марте 2020 года получен статус экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по теме «Экспериментальная апробация технологии взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и Центров дополнительного образования в процессе создания системы углубленного изучения математики с детьми 5-18 лет».

Этапы экспериментальной деятельности:

2020-2024 год. Сетевое взаимодействие Детского сада «Колокольчик» г. Медынь, Медынского дома творчества, Романовской основной школы по теме «Экспериментальная апробация технологии взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и Центров дополнительного образования в процессе создания системы углубленного изучения математики с детьми 5-18 лет».

2020-2021 учебный год. Дополнительная образовательная деятельность по программе «Технология в школе королевы Геры» в подготовительной группе.

2021-2022 учебный год. Дополнительная образовательная деятельность по программе «Технология в школе королевы Геры» в подготовительной группе.

Приключения в Математической стране.

Занятие 1.

Учебные цели: 

  • Сформировать представление о шаре, как образце формы предметов, которые могут одинаково хорошо катиться в разные направления.
  • Продемонстрировать способ сравнения количества предметов через составления пар.
  • Продемонстрировать образец подведения итога занятия. 

Воспитательная цель:

  • Представить правила пребывания в игре рядом.
  • Организовать первичный опыт адекватного пребывания в условиях игры рядом

Учебные задачи:

  • Продемонстрировать способ сравнения количества предметов в группах через составления пар.
  • Организовать первичный опыт сборки конструкции по ее изображению.
  • Организовать первичный опыт распознавания предмета по его расположению.
  • Продемонстрировать основное свойство предметов, похожих на мяч.
  • Организовать сравнение мячей по размеру.

Воспитательные задачи:

  • Организовать игру рядом.
  • Организовать сюжетно-ролевую игру.
  • Организовать подведение итогов занятия 

ХОД:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в группу прислали ключ, а к нему письмо, хотите узнать, что в нем написано? (Чтение письма)

Правит Математической страной – королева Гера. Вы хотите с ней познакомиться? (вносится кукла)

Гера: Я – королева Математической страны и меня зовут Гера. Я все знаю о математике и очень хочу научить вас всему, что знаю сама. Вы согласны? Ну что ж, тогда сейчас я покажу вам, как нарисовал художник Математическую страну (картинка вверху стр. 6). Как вы думаете, почему именно из этих предметов он изобразил Математическую страну (это геометрические фигуры).

А вы не хотите составить из геометрических фигур свою Математическую страну?, тем более, что я захватила из своей волшебной страны наборы, которые помогут вам. Она может быть, например, как на этой картинке, (стр. 6 рисунок внизу) а может быть такой, какую придумаете вы сами. (Практическая деятельность – строят – 3 мин, рассматривание, сравнение, оценка – 1-2 мин).

Гера: Какие вы молодцы! Вы так хорошо справляетесь с заданиями, что я хочу пригласить вас в гости в Математическую страну. Дело в том, что в Математической стране есть город считателей и они поспорили, на что похож мяч, надо помочь разрешить этот спор. Поможем? Ну тогда в путь. Для этого мы с вами сядем в волшебные автомобили парами  мальчик-девочка (образуют пары, делают круг).

Гера: Посмотрите, а кого больше сегодня едет к читателям мальчиков, или девочек? Как вы это определили? Кого больше в машинах: мальчиков или девочек, почему? (Девочек столько же, сколько и мальчиков. В машинах они сидят парами стр. 8 рис. Вверху) Физминутка.

Гера: ну вот мы и приехали. Посмотрите на эту картинку (стр. 8 рис. Внизу), Молодцы!

Гера: С жителями Математической страны дружат любознательные считатели. Они любят читать и считать. Познакомьтесь с одним из считателей. Это Петя. (знакомство с Петей)

Петя: Ребята, вас приехало так много, я очень рад, ведь вы  нам поможете разрешить спор. Я приготовил вам задание вот на этих распечатках, только не знаю, хватит ли распечаток на всех. Давайте проверим и посчитаем (раздает каждому листок и считает, распечаток столько-же, сколько и детей, а детей приехало… последний посчитанный ребенок называет свою цифру)

Воспитатель: На картинке, которую раздал Петя, художник изобразил его в другой одежде. Петя изображен в первом ряду справа, покажите Петю (показать картинку стр. 7 каждом ребенку)

Петя: В нашем доме живут два считателя и столько же считательниц. Вот наша фотография у камина. Маша выше Маруси, которая стоит за Тимофеем. Назовите имена детей на этой фотографии (стр. 7) Дети называют. Молодцы. А сейчас мы выяснили, кто прав.

Петя: Вы знаете, ребята, мы вместе со считателями играли в мяч и он куда то закатился. Мы его искали, но найти так и не смогли. Мы стали подбирать предметы, похожие на мяч. Я назвал их «мячеобразными», а Маша сказала, что раз мяч круглый, значит и предметы должны быть круглыми. Мы попробовали взять другие предметы, чтобы заменить мяч: кубик, кубик с закругленными углами. Но у нас ничего не получилось: катить как мяч мы их не смогли. Как вы думаете, почему и как правильно называть предметы, похожие на мяч (ответы детей: кубику мешают острые углы, мяч похож на шар, т.е два ответа –почему, и на что похож мяч).

Петя: Чтобы получить ответы на вопросы мы отправимся с вами к королеве Гере.

Воспитатель: давайте мы опять сядем в наши автомобили и поедем на них. (указывает направление движения – право-лево, мальчик поворачивает в эту сторону руль, девочка указывает рукой)

Гера: как я рада видеть так много гостей и Петю. А давайте устроим соревнования. Для этого разделимся на две команды, одна будет соревноваться за Петю, вторая – за гостей. Вы выбираете ворота (стр. 9 рисунок вверху) и как можно быстрее их построил. Победитель сможет задать мне вопрос. Соревнование: «Кто быстрее соберет ворота?».

Задания стр. 9 внизу под восклицательными знаками.

Победитель соревнования задает вопрос о том, на что похож мяч, какой он формы (как сможет).

Петя: уважаемая королева Гера! Не могли бы Вы нам помочь и ответить на вопрос: как называются предметы, похожие на мяч?

Гера: мячи бывают разные, какие они (ответы детей)

Гера: а вот вы сейчас образец мне вылепите. Раздает пластилин разных цветов и показывает, как лепить(проговаривает: держу пластилин между ладонями, катаю, чтобы убрать помехи), дети копируют. Посмотрите как много предметов вы вылепили. Что у них общего? А чем они отличаются? Ребята! Внешнее сходство предметов называется формой   (стр 11).

Петя: нам пора возвращаться домой.

Гера: а что нового вы сегодня узнали в моей стране и в городе считателей?

(Форма – внешнее сходство с образцом, познакомились с шаром, форма мяча – шар, узнали способ, как проверить соответствие предметов – составить пары, узнали, как определить расположение на картинке)

Гера: ну тогда счастливого пути и до новых встреч.

Садятся в машину, едут в детский сад

Занятие № 2 .

Тема: Плоские фигуры. Основные свойства плоских фигур. "Подготовка к загадочному турниру"

Цель:

  • Отработать навык выбора предметов, имеющих форму шара.
  • Знакомство с образцом цилиндрической формы.
  • Продемонстрировать способ разностного сравнения количества предметов через составления пар.
  • Сравнение длин по изображению линий.
  • Отработать навык подведения итога занятия

Занятие 3. Тема: Определение пространственной фигуры по ее теневому портрету: "Загадки королевы Геры".

Учебные цели: 

  • Сформировать представление о цилиндре, как образце формы предметов, которые могут  хорошо катиться в одном направлении.
  • Продемонстрировать способ определения разницы в разностном сравнении через составление пар
  • Продемонстрировать образец подведения итога занятия.

Учебные задачи:

  • Организовать первое знакомство с причиной и следствием.
  • Организовать первичный опыт выявления причины.
  • Организовать первичный опыт распознавания предметов, похожих на цилиндр
  • Находим предметы цилиндрической формы вокруг себя.
  • Организовать разностное сравнение количества предметов в группах с целью определения разницы.

Воспитательная цель: 

  • Представить правила пребывания в игре рядом.
  • Организовать первичный опыт адекватного пребывания в условиях игры рядом.

Воспитательные задачи:

  • Организовать игру рядом.
  • Организовать сюжетно-ролевую игру.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie