Чему обучают ребёнка в детском саду
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
По формированию у детей духовно-нравственных и социокультурных ценностей малой Родины с учетом их возрастных особенностей
Программа «Моя Медынь – любимый сердцу уголок» (далее Программа) является одним из средств воспитания любви к родному городу, к малой родине, формирования у дошкольников гражданственности, патриотизма, основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Программа имеет краеведческую направленность и ориентирована на знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Ориентируясь на содержание Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), где воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами, определяется одной основополагающих функций дошкольного уровня образования, Программа составлена исходя из этих ключевых направлений.
Программа включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
• полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
• разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту;
• разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;
Программа носит характер примерной. В ней заложены основополагающие принципы, цели и задачи образования, дающие возможность для творческого использования педагогами различных педагогических технологий, игр. Во всех ситуациях взаимодействия с ребёнком педагог — проводник общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, социокультурных норм. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических.
Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Колокольчик», г. Медынь Медынского района Калужской области (далее –ДОО) в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, с учетом инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»[1].
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – вариативная часть). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и дополнена в необходимом объеме положениями инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в ДОО.
При этом, согласно п. 4 ФОП ДО[2], в случае полного соответствия положений Программы федеральной программе, эта часть Программы оформляется в виде ссылки на ФОП ДО. Дополнительные положения, соответствующие инновационной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», прописаны в тексте Программы либо обозначены в виде ссылок на программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
Такой подход к формированию Программы реализует выполнение требования Закона об образовании[3] о необходимости обеспечить содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования и позволяет утверждать, что Программа обеспечивает содержание и планируемые результаты не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Вариативная часть включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Эта часть, в соответствии с ФГОС ДО, «может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы»[4].
[1] Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
Э. М. Дорофеевой, раздел «Цели и задачи реализации Программы».
[2] Приказ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО», п. 10.
[3] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12, п. 6.
[4] Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», п. 2.12, абзац второй.